Социологические исследования

02.10.2017

социологическое исследованиеАвтономная некоммерческая организация АНО «Клуб Маркет» завершила работы по социологическому исследованию по теме: «Феномены общественной самоорганизации в малых городах и сельских территориях России: ключевые проблемы и противоречия. Роль муниципальных органов власти в развитии активности граждан». 

Исследование охватывало малые города и сельские территории в трех субъектах РФ: Московская, Костромская области и Пермский край. 
 
Оно проводилось в период с февраля по май 2017 г.
 
В исследовании принимали участие жители целевых населенных пунктов, а также представители экспертного сообщества (чиновники, представители НКО, бизнес-сообщества).

Результаты исследования будут полезны:  

-представителям местных органов власти в малых городах и сельских территориях для лучшего понимания форматов взаимодействия с общественниками и поиска точек соприкосновения взаимных интересов с целевыми аудиториями;
-общественным организациям и региональным общественным палатам для понимания интересов жителей малых городов и сельских территорий и поиска путей их вовлечения в свои проекты.

По итогам социологического исследования в общей выборке оказалось 27% респондентов с сильной установкой на гражданскую активность и 42% со слабой установкой. 

Расчетный индекс социальной и гражданской активности оказался равным 3,6 балла, что соответствует качественной оценке «низкий уровень». 
 
Несмотря на достаточно высокую долю респондентов с сильной установкой на гражданскую активность, в момент проведения исследования являлись членами НКО всего 3% опрошенных, а членами инициативных групп граждан - 9%. Т.е. существующий запрос на социальную активность не находит своей реализации. 

56% респондентов считают, что в их населенном пункте наблюдается умеренная общественная активность жителей, а 39% - что низкая. 
 
Ключевыми факторами низкой гражданской и социальной активности населения являются: нехватка ресурсов для решения той или иной проблемы (51% респондентов выбрали этот вариант ответа), неверие в возможность что-то изменить (50%), отсутствие поддержки со стороны местных органов власти (48%), человеческие качества (лень, эгоизм…) (40%). 
 
Более половины жителей малых городов и сельских поселений готовы безвозмездно участвовать в проектах, связанных с решением наиболее острых проблем своего родного населенного пункта, способных улучшить качество их жизни.

Но в малых городах и сельских поселений не хватает лидеров, способных проявить инициативу и собрать вокруг себя единомышленников. Поэтому, здесь особенно важна роль местных органов власти в развитии общественной самоорганизации.

Отчет по итогам исследования доступен к изучению в полной и короткой версиях.

В короткой версии отчета приведены ключевые выводы по итогам исследования. 

В полной версии отчета итоги количественного исследования представлены более детально с описанием существенных отличий в ответах респондентов из разных подвыборок. Кроме того, в нем Вы найдете итоги контент-анализа сайтов местных органов власти, страниц в социальной сети ВКонтакте, а также цитаты из интервью с представителями экспертного сообщества по вопросам исследования. 

Справочно: 
 
АНО «Клуб Маркет» — администратор проекта IGrajdanin.

Руководитель проекта: Андрей Давидович. 
 
При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ №68-рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».
 
Результаты исследования распространяются безвозмездно.
 
— Скачать полную версию отчета
— Скачать краткую версию отчета